Кассационное определение Тюменского областного суда от 11.04.2011 по делу N 33-1697/2011
Исковые требования о признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении социальной выплаты удовлетворены правомерно, поскольку отказ противоречит законодательным актам, предусматривающим возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам.
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 апреля 2011 г. по делу N 33-1697/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе: председательствующего Кориковой Н.И. судей Лаврентьева А.А., Глушко А.Р., при секретаре С.А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчик Администрация г. Тюмени
на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2011 года, которым постановлено:
«Иск Е.И. Ф.И.О.11, Е.Ю. Ф.И.О.10 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Тюмени в предоставлении социальной выплаты молодой семье Е.И. Ф.И.О.12, Е.Ю. Ф.И.О.13.
Обязать Администрацию г. Тюмени предоставить молодой семье Е.И. Ф.И.О.15, Е.Ю. Ф.И.О.16 социальную выплату, путем оформления и выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Взыскать с Администрации г. Тюмени в пользу Е.Ю. Ф.И.О.14 расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., объяснения представителя ответчика Администрации г. Тюмени Л., просившей жалобу удовлетворить, возражения истицы Е.Ю. и ее представителя С.А.П., судебная коллегия установила:
Е.И. и Е.Ю. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации г. Тюмени о признании решения Администрации г. Тюмени об отказе в предоставлении социальной выплаты незаконным, обязании Администрации г. Тюмени выдать свидетельство на получение социальной выплаты, ссылаясь на следующее:
Истцы включены в список молодых семей на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы». Однако в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты было отказано в связи с тем, что Постановлением Правительства Тюменской области от 16 июня 2006 года N 142-п возможность направления социальной выплаты на погашение выплат по договорам участия в долевом строительстве действовала только в отношении участников 2006 — 2007 годов.
Считают отказ незаконным, т.к. он противоречит указанному Постановлению Правительства РФ, которое предусматривает возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам, к каковым и относится заключенный ими договор ипотечного кредитования на приобретение жилья от 10.06.2010 года. Указывают, что предусмотренных статьей 38 Постановления Правительства оснований для отказа в выдаче свидетельства не имелось.
В судебном заседании в суде первой инстанции истица Е.Ю. и ее представитель С.А.П. просили удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика администрации города Тюмени Л. просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что молодая семья Е-вых является участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2010 года. Истцами заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с использованием кредитных средств. В соответствии с указанным договором застройщик обязан получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта в срок не позднее 31 марта 2011 года. На настоящий момент объект долевого строительства не введен в эксплуатацию. Согласно пункту 3 постановления Правительства Тюменской области от 16 июня 2006 года N 142-п, положения Постановления в части, касающейся предоставления социальных выплат по договорам участия в долевом строительстве или по договорам уступки участника долевого строительства, действуют только в отношении участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2006 — 2007 года.
Истец Е.И., представители третьих лиц Правительства Тюменской области, Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, Минрегион России в судебное заседание не явились.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Администрация г. Тюмени в лице представителя Л. В кассационной жалобе она просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что решение суда противоречит п. п. 1.6 и 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденному Постановлением Правительства Тюменской области от 16.06.2006 года N 442-П, в соответствии с которыми после 2007 года социальная выплата не может быть предоставлена молодой семье для цели направления средств социальной выплаты на уплату цены по договору долевого строительства.
От истцов поступили возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы» под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, являются собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Примечание сайта. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт «б» пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», а не подпункт «6м».
В силу пункта 38 названного Постановления, для получения свидетельства молодая семья — претендент на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и документы, указанные в подпунктах «6м — «е» пункта 15 настоящих Правил. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что истцами соблюдены условия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», для получения свидетельства на социальную выплату, а именно представлены все необходимые для этого документы, содержащие достоверные сведения. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Ссылка ответчика на пункты 1.6 и 3 Постановления Правительства Тюменской области от 16 июня 2006 года N 142-п, не предусматривающие возможности направления в 2010 году социальной выплаты на погашение ипотечных кредитов, заключенных с целью приобретения жилья по договорам участия в долевом строительстве, является несостоятельной и обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее — социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями — участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, при рождении (усыновлении) ребенка.
Положения пункта 3 Постановления Правительства Тюменской области от 16.06.2006 N 142-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома» и пункта 1.6 указанного Положения, согласно которым социальная выплата по договорам участия в долевом строительстве действует только в отношении участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 2006 — 2007 годов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, т.к. данные нормы противоречат вышеуказанным положениям Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Таких ограничений в указанном Постановлении не предусмотрено. Доказательств того, что Правительством России были делегированы субъекту федерации или ответчику полномочия по установления данных ограничений, не представлено.
Таким образом, кассационная жалоба не содержит предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 14 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Источник: consultant.ru