Апелляционное определение Липецкого областного суда от 05.08.2013 по делу N 33-1978/2013


Удовлетворен иск по восстановлению в списке молодых семей — участников целевой программы области «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей», в связи с тем что на момент постановки на учет в качестве нуждающихся молодая семья истицы соответствовала установленным программой критериям. Молодая семья может приобрести жилье по любому гражданско-правовому договору,  предусмотренного законом. 

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 августа 2013 г. по делу N 33-1978/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе: председательствующего Уколовой О.В., судей Федосовой Н.Н. и Курдюковой Н.А., при секретаре С., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу третьего лица Управления строительства и архитектуры Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 03 июня 2013 года, которым постановлено: Признать за К.Э.А. право на получение социальной выплаты в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 — 2015 годы и программой «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы. Обязать администрацию города Липецка восстановить К.Э.А. на учете молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях по федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы и программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы.

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия установила:

К.Э.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Липецка, Управлению по учету и распределению жилья администрации г. Липецка, в котором просила признать незаконным постановление администрации г. Липецка N 1800 от 12.09.2012 г. и восстановить ее в списке молодых семей — участников программы «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы», утвержденной постановлением администрации Липецкой области и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. В обоснование заявленных требований К.Э.А. указывала, что действия администрации г. Липецка по изданию вышеуказанного постановления N 1800 12.09.2012 г о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей на условиях целевой программы «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» являются незаконными и нарушают ее право на получение денежной субсидии. С учетом изменения исковых требований К.Э.А. просила признать за ней право на получение субсидии на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с программой «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы», утвержденной постановлением администрации Липецкой области и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, а также восстановить ее в списках молодых семей — участников данных программ. Кроме того, истица просила обязать ответчика выплатить ее семье субсидию на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам). Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе третье лицо Управление строительства и архитектуры Липецкой области просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу, ненадлежащую правовую оценку собранных и исследованных в судебном заседании доказательств, нарушение норм материального и процессуального права, указывая на то, что возможность использования социальной выплаты молодыми семьями, приобретающими право собственности на жилое помещение посредством участия в долевом строительстве многоквартирного дома, не предусмотрена, а также, коль скоро, обеспечение жильем молодых семей осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, соответственно позиция Минрегионразвития РФ, которая указывает на соблюдение исчерпывающего перечня использования социальных выплат, установленных Правилами, в который не входит использование социальной выплаты молодыми семьями, приобретающими право собственности на жилое помещение посредством участия в долевом строительстве многоквартирного дома, должна учитываться.

Выслушав представителя третьего лица Управление строительства и архитектуры Липецкой области Я., поддержавшую доводы жалобы, выслушав истца К.Э.А., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы в ее пределах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Согласно п. 6 Правил, являющихся приложением N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее — Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 2 Правил — социальные выплаты используются:

а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее — договор на жилое помещение);

б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее — кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;

е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее — погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее — погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Областная целевая программа «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы», утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 28.12.2010 г. N 480 содержит аналогичные положения.

Судом установлено, что истец К.Э.А. состоит в браке с К.Е.А. с 17.11.2006 года, имеют ребенка — К.А., 12.06.2010 года рождения. На основании заявления К.Э.А. от 19.03.2007 г. ее семья была поставлена на учет молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, на условиях областной целевой программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года». Данный факт ответчиком в суде не оспаривался. 19.09.2008 г. между истцом К.Э.А. и мужем К.Е.А. с одной стороны и ООО «Глобус-98» с другой заключен договор N 3 К-127/1 долевого участия в строительстве жилого помещения — однокомнатной квартиры в доме по <адрес>.19.09.2008 г. истец, ее супруг и АКБ «Абсолют Банк» заключили кредитный договор на участие в долевом строительстве объекта недвижимости — однокомнатной квартиры в доме по <адрес>.30.12.2008 г. по акту приема-передачи истцу ООО «Глобус-98» была передана однокомнатная квартира по адресу: <адрес>.11.02.2009 г. истец, а также ее муж К.Е.А. зарегистрировали право общедолевой собственности на вышеуказанную квартиру. Постановлением администрации г. Липецка N 1800 от 12.09.2012 г. К.Э.А. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях молодых семей на условиях целевой Программы «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы» на основании ст. 56 Жилищного кодекса РФ — в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты, так как ее семьей квартира <адрес> приобретена по договору долевого участия в строительстве от 19.09.2008 г.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив изложенные выше обстоятельства, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что имеются основания для признания за истцом права на получение социальной выплаты на погашение кредита на приобретение жилья по целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильем молодых семей на 2011 — 2015 годы», поскольку на момент постановки на учет в качестве нуждающихся возраст каждого из супругов не превышал 35 лет, молодая семья истицы признана нуждающейся в жилом помещении, у них имеется несовершеннолетний ребенок, ими получен кредит на приобретение жилого помещения, ранее социальные выплаты на улучшение жилищных условий семье К-вых не предоставлялись.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о признании незаконными действий администрации г. Липецка по снятию семьи истицы с учета молодых семей.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика администрации г. Липецка основанием для снятия семьи Козьяковых с учёта молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях послужило именно то обстоятельство, что квартира истицей и её мужем приобретена по договору долевого участия.

Данное обстоятельство суд обоснованно счел неправомерным.

Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.

Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами подпрограммы являются:

обеспечение предоставления молодым семьям — участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее — социальные выплаты);

создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что разъяснения Минрегиоразвития РФ не могут являться основанием для отказа в иске.

Договор долевого участия является одним из видов договора приобретения жилья в собственность.

Как верно указано районным судом, запрета на использование социальной выплаты для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита на приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы, и в областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 годы, не содержится. Условием получения социальной выплаты на погашение долга по жилищному кредиту является получение кредита до 01.01.2011г., что и было сделано истцами в рассматриваемом споре.

С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что участие в долевом строительстве многоквартирных домов является одним из способов приобретения гражданами жилых помещений.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.

В соответствии с частью 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и не содержат оснований для отмены решения суда.

Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений в применении норм материального и процессуального права, не имеется, соответственно оснований к отмене решения суда нет.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Липецка от 03 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу третьего лица Управления строительства и архитектуры Липецкой области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: