17 мая состоялось заседание Госсовета по вопросам градостроительства


минстройЗаседание Государственного совета по вопросам градостроительства провел Президент России Владимир Путин 17 мая. В мероприятии также принял участие Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

Как сообщили в пресс-службе Кремля, главной повесткой заседания станет создание качественной и комфортной городской среды.

Участники заседания обсудили меры по развитию строительного комплекса и совершенствованию градостроительной деятельности. Они касаются, в частности, реализации инвестиционных проектов, применения новых технологий, гармонизации законодательства в строительной сфере, применения механизмов государственно-частного партнерства.

Отметим, предыдущий Госсовет по вопросам градостроительства проводился в России десять лет назад. Поэтому, по мнению экспертов, нужно максимально эффективно задействовать эту площадку и утвердить стратегические инициативы для успешного развития отрасли.

Выступление Президента РФ Владимира Путина на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности

вв путин

Источник фото: Минстрой России

Уважаемые коллеги, добрый день!

Нам предстоит сегодня обсудить вопросы развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности.

Не нужно лишних слов говорить по поводу того, насколько важна эта тема. Строительная отрасль – важнейшее, стратегическое направление социально-экономического развития страны. Это один из самых динамичных, перспективных сегментов рынка, на который приходится почти 6 процентов ВВП страны.

У отрасли есть все возможности, чтобы стать одним из ключевых драйверов роста российской экономики, и для этого важно в полной мере реализовать её огромный колоссальный потенциал.

10 лет назад мы приняли Градостроительный кодекс, который упорядочил нормативную базу в области строительства. За этот период нам удалось достичь заметных показателей в строительстве жилья, если не сказать рекордных показателей. В 2014 году было введено 84,2 миллиона квадратных метров, в прошлом году ещё больше – 85 миллионов, при этом на 20 процентов увеличился объём жилья экономического класса.

Однако потребность людей в улучшении жилищных условий остаётся по‑прежнему высокой, и удовлетворить этот спрос можно только с использованием надёжных рыночных механизмов, в том числе и ипотечного кредитования. За последние пять лет именно этот инструмент позволил обеспечить рост объёмов ввода жилья на 60 процентов, а по объёмам эконом-класса – на 90 процентов.

Ипотека – это мощный двигатель жилищного строительства, и Правительству совместно с Центральным банком, безусловно, нужно искать пути снижения ставки по таким кредитам, искать новые механизмы привлечения финансовых ресурсов в ипотеку, при этом не нагружать бюджет новыми дополнительными расходами. Знаю, что у рабочей группы Госсовета есть предложения на этот счёт – давайте их сегодня обсудим.

Добавлю, что одним из распространённых способов приобретения жилья является долевое строительство. Однако здесь ещё достаточно проблем, и, прежде всего, это неисполнение застройщиками своих обязательств. К сожалению, обманутых дольщиков всё ещё много, и за каждым случаем стоит судьба конкретной семьи, конкретного человека.

Ситуации с недостроенными, брошенными домами, с фирмами, которые прикарманили, если прямо сказать, чужие деньги и, как в народе говорят, смылись после этого, – всё это подрывает доверие граждан к долевому строительству, а значит, снижает их возможности улучшить жилищные условия.

Сейчас законодательно установлены дополнительные гарантии для участников долевого строительства, определены новые требования к страховым организациям, заключающим договоры с застройщиками. Но мы с вами видим, что существующих мер, к сожалению, пока недостаточно, чтобы предотвратить риски незавершённого строительства и надёжно защитить права граждан. Так, пока нет ни одного примера завершения жилищных объектов за счёт страховых средств. Надо признать, что наши страховые компании ещё недостаточно накопили ресурсов, чтобы справиться с такой задачей, – во всяком случае так они об этом говорят. И конечно, можно в этих условиях рассмотреть предложение о создании государственного компенсационного фонда в жилищном строительстве, я бы попросил высказаться на этот счёт.

Вместе с тем мы не должны создать такого механизма, который бы вечно прикрывал чьи‑то огрехи, неэффективную работу, либо ещё хуже – чьё‑то жульничество. Государство не должно быть спонсором такой некорректной работы.

Надо также провести инвентаризацию незавершённого строительства, разработать порядок его достройки и оформления прав собственности. Здесь необходимо активнее использовать механизмы государственно-частного партнёрства.

Отмечу и важность формирования современного рынка арендного жилья, мы об этом много раз уже говорили. Да, конечно, это задача непростая, но её решение, безусловно, нужно продвигать. Прошу Правительство рассмотреть возможность реализации пилотных проектов в этой сфере. И конечно, начать нужно с крупных городов.

В целом хотел бы отметить следующее: в структуре строительной отрасли три четверти принадлежит именно жилищному строительству. Надо всемерно поддержать этот сектор, без проволочек выделять земли для строительства жилья, помогать инвесторам в обеспечении коммунальной инфраструктуры.

Нужно также посмотреть, за счёт чего можно ещё сократить количество разного рода разрешительных процедур и сроки согласований. Мы уже многократно возвращались в этой проблеме, и особенно ярко выглядят здесь проблемы, когда на территориях, близких даже географически, административные процедуры являются совершенно разными и по срокам, и по качеству исполнения.

Кроме того, важно проанализировать, что дополнительно надо сделать для успешной реализации проектов в рамках программы «Жильё для российской семьи».

Уважаемые коллеги! Особое внимание я просил бы уделить сегодня и темам, которые относятся к базовым, определяющим состояние отрасли: это техническое регулирование, ценообразование в строительной отрасли. Здесь, безусловно, накопилось очень много острых и застарелых проблем.

Кстати говоря, обращаю внимание наших коллег из Правительства. Вопрос ценообразования там, где расходуются государственные деньги, у нас из года в год не решается. Только что в Сочи обсуждали с военными и представителями ОПК ту же самую тему. Она до сих пор является одной из ключевых.

Решение подобных вопросов должно иметь системный и синергетический эффект, должно значительно повлиять на экономию бюджетных средств, на улучшение делового климата, развитие конкуренции и, конечно, на повышение прозрачности на всех стадиях строительствах объектов, на снижение уровня коррупции, а также на активное внедрение современных, в том числе энергосберегающих, технологий и безопасных экологических материалов.

Выделю некоторые, на мой взгляд, наиболее важные проблемы.

Известно, что действующая сметно-нормативная база уже давно устарела, отсутствуют чёткие, обоснованные и достоверные сведения о расходах и в проектировании, и в строительстве. Безусловно, такая, с позволения сказать, вольница позволяет составлять сметы на основе некой сложившейся практики, а если говорить честно, часто просто с неба берутся эти цифры, от фонаря. В итоге невозможно проконтролировать обоснованность и эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство различных объектов. Похожая ситуация и в сфере технического регулирования, которое значительно отстаёт от современных требований и международных стандартов.

Очевидно, что необходимо законодательное установление строительных норм, обязательных к применению. Нужно создавать государственную систему информирования о ценообразовании в отрасли, вводить технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций в строительство, формировать единый комплекс нормативных документов в области технического регулирования.

Необходимо также исключить ситуацию, когда к уже готовым к строительству объектам предъявляются новые требования. Их постоянно выдвигают то МЧС, то Роспотребнадзор, то пожарные службы, другие структуры. Они вводят свои новые правила без согласования с Минстроем, и можно себе представить положение инвесторов, застройщиков. В итоге вся проектная база будущих строек просто рассыпается: нужно заново всё просчитывать, переделывать, тратить дополнительные средства, ну и время, конечно. Такое положение дел, безусловно, нужно поменять и выстроить деловое, эффективное межведомственное взаимодействие.

Мы уже не раз обсуждали, уважаемые коллеги, практически все обозначенные только что мною вопросы. И хотелось бы сегодня получить информацию о том, как они решаются.

Ещё одна важная тема – работа саморегулируемых организаций. Этот институт действует с 2009 года. Сейчас в его рядах 502 структуры, которые должны были бы обеспечивать качество, надёжность и безопасность инженерных изысканий, проектирования и в конечном итоге самого строительства, а по большому счёту эти цели так и остались на бумаге. Деятельность саморегулируемых организаций зачастую сводится к выдаче свидетельств о допуске к определённым видам работ, причём часть из них просто торгует такими разрешениями. Помню, как мы с представителями бизнес-сообщества горячо обсуждали эту тему и как в своё время доказывали наши партнёры, что это совершенно необходимое нововведение.

Напомню, этот институт был организован именно по просьбе самих предпринимателей, создан для преодоления административных барьеров, для утверждения честного, неподкупного профессионального отношения к делу. А на деле, к сожалению, мы получили практически ту же бюрократию, но уже в лице бизнес-сообщества, те же чиновничьи подходы и использование, к сожалению, даже, это мы тоже отмечаем, своего положения в этих структурах отдельными предпринимателями в корпоративных интересах. Только с худшими всё последствиями, потому что дискредитируется сама по себе идея саморегулирования.

Но отказываться от этого института, конечно, не нужно. Нужно учесть все ошибки, провести необходимую реформу и направить потенциал профессионального сообщества на те направления, где оно действительно может принести пользу.

Уважаемые коллеги! Любая территория – это единый живой организм со своей историей и со своими традициями. Каждый третий город в России, множество посёлков и сёл обладают уникальными архитектурными и культурными достояниями, культурным наследием. И всё это нужно учитывать при принятии градостроительных решений, при формировании схем территориального планирования.

Также важно соотносить эти планы с запросами граждан, смотреть, чтобы строительство новых кварталов не приводило к критической перегрузке инфраструктуры, прежде всего, конечно, имею в виду социальную и транспортную инфраструктуры, ведь градостроительство – это создание благоприятных, комфортных условий для жизни и работы людей. Мы должны вместе с вами сделать всё необходимое, чтобы уровень благоустройства городов, посёлков соответствовал ожиданиям наших граждан. Нужно обновлять и создавать новые парки, скверы, зоны отдыха, пешеходные улицы, площадки для занятий спортом. Правительство должно поддержать те регионы, которые готовы включиться в создание таких современных городских пространств, комфортных и необходимых людям.

Вы знаете, ничего нового не скажу. Ясно, что там, где есть инфраструктура, легче строить. Понятно, но всё хорошо в меру. Нужно инфраструктуру развивать не только потому, что там легче и дешевле построить, а в конечном итоге для того, чтобы людям лучше жилось на этих территориях.

Уважаемые коллеги! Тема, вынесенная на сегодняшний Госсовет, многогранная и многоплановая, и сейчас мной обозначены только наиболее важные вопросы. Несомненно, у вас есть своё мнение, свой взгляд, свои предложения.

Мне Игорь Евгеньевич Левитин только что рассказывал, как шли дискуссии, вплоть до последней секунды, что называется. И естественно, потому что тема‑то очень важная. Она и экономически очень важная, и в социальном смысле очень важная для людей – одна из важнейших, что говорить, наряду с образованием, со здравоохранением.

Давайте начнём работать. Слово Виктору Александровичу Толоконскому.

Доклад главы Минстроя России Михаила Меня на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации»

м мень

Источник фото: Минстрой России

Уважаемый Владимир Владимирович!  Уважаемые члены Государственного совета!

В 2014 – 2015 годах зафиксированы рекордные объемы ввода жилья, при этом надо отметить что более 80 % из общего объема занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия.

Правительством проводится системная работа по совершенствованию законодательства о долевом строительстве, направленная на повышение защищенности граждан, которые вкладывают свои денежные средства в строительство жилья.

Появление «обманутых дольщиков» во многом было спровоцировано использованием недобросовестными компаниями «серых» схем привлечения средств дольщиков в обход 214-го Федерального закона через квази-жилищно-строительные кооперативы.

На сегодняшний день законодательство уже скорректировано, и теперь ЖСК имеют право строить только один многоквартирный дом. Это мера сегодня позволила исключить возможность обхода требований закона о долевом строительстве. Деятельность кооперативов поставлена под контроль государства.

Также, в декабре 2015 года, вступили в силу нормы закона о банкротстве, которыми установлен приоритет требований граждан — участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов.

Ужесточены требования к наличию собственных средств и размеру уставного капитала страховых организаций, заключающих договоры страхования гражданской ответственности застройщика, но это не дало в полном объеме желаемого эффекта.

Озвученный Вами во вступительном слове механизм обеспечения прав граждан в жилищном строительстве в формате создания государственного компенсационного фонда долевого строительства, безусловно, позволит эффективно решать проблему обманутых дольщиков, а также, на следующем этапе, может стать финансовым инструментом проектного финансирования в жилищном строительстве через уполномоченный банк.

В работе нового механизма планируется использовать опыт государственного банка «Российский Капитал», который в соответствии с решениями Правительства занимается санацией и достройкой жилищных объектов группы компаний СУ-155, находящейся в процедуре банкротства.

В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении Правительственный законопроект, ключевыми аспектами которого являются установление требований к финансовой устойчивости застройщиков, а также механизмов контроля использования средств дольщиков. Идет работа по подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.

Мы готовы оперативно подготовить законодательные предложения для внедрения нового механизма и дополнить ими предлагаемые поправки уже в весеннюю сессию работы парламента.

Основным рыночным инструментом решения жилищного вопроса является ипотека. Благодаря ей порядка 5 млн семей за последние 12 лет улучшили жилищные условия и приобрели более 300 млн кв. метров жилья.

В настоящее время реальную поддержку ипотечного рынка оказывает, разработанная Правительством по Вашему поручению, госпрограмма субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам на приобретение жилья на первичном рынке. В прошедшем году каждый третий ипотечный кредит взят именно в рамках этой программы.

В настоящее время Единый институт развития в жилищной сфере, созданный на базе АИЖК и Фонда РЖС, работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. Данный формат соответствует лучшим международным практикам и позволит банкам, кредитующим население, максимально быстро рефинансировать вложения в ипотечные кредиты.

По оценкам экспертов АИЖК реализация данной инициативы повлияет на снижение ставок по ипотеке.

Важным направлением развития жилищного рынка также является арендное жилье. Аренда – это один из факторов повышения мобильности трудовых ресурсов в экономике.

Стоимость банковских финансовых ресурсов, сегодня, не позволяет развернуть в полном объеме эту программу, хотя законодательная база для развития института арендного жилья сформирована полностью. Но уже рядом субъектов реализуются региональные программы, в рамках которых построено более одного миллиона кв. метров арендного жилья, а Единый институт развития в жилищной сфере приступил к реализации соответствующих пилотных проектов, основанных на привлечении средств широкого круга инвесторов.

Ещё одним актуальным вопросом является строительство зданий смешанного использования и апартаментов. Данный сегмент недвижимости ориентирован на граждан, которым необходимо проживать вблизи от мест своей работы или учёбы.

Совместно с Правительством Москвы готовится проект закона, определяющий статус апартаментов. Эту работу планируем завершить в текущем году.

Стратегически важной задачей является не только повышение доступности жилья, но и создание комфортной среды проживания. Для решения данной задачи необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с разработкой документации по планировки территорий и редевелопментом неэффективно используемых территорий промышленных зон.

Соответствующий Правительственный законопроект принят Госдумой в первом чтении.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо усиление роли архитекторов в принятии градостроительных решений, формирующих облик города, что может быть достигнуто путем подчинения главных архитекторов непосредственно руководителям регионов, обеспечив принятие сбалансированных градостроительных решений.

В свою очередь, Правительство окажет поддержку регионам по разработке пилотных проектов благоустройства в целях создания комфортной среды проживания за счет ресурсов Единого института развития в жилищной сфере.

Снижение административных барьеров в отрасли остается приоритетной государственной задачей.

Утверждение Правительством исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве дало бесспорный положительный эффект.

Контроль исполнения принятых в данном направлении решений обеспечивается Штабом с участием представителей Генеральной прокуратуры и аппаратов Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Правительством продолжается работа по оптимизации перечня в жилищном строительстве и разработка аналогичных перечней в других подотраслях строительства, включая технологическое подключение к инженерным сетям. Также Правительство работает над совершенствованием законодательства в части саморегулирования. Более подробно об этом в своем докладе расскажет президент нацобъединения СРО Андрей Юрьевич Молчанов.

Актуальнейшей и острой остается задача по совершенствованию технического регулирования в строительстве.

В рамках этой работы, за прошедший год разработаны и актуализированы 124 свода правил, остро востребованных строительной отраслью. В общей сложности в соответствии с утвержденным государственным заданием к концу 2017 года будет разработано 300 нормативных технических документов, обеспечивающих соответствие нормативно-технической базы требованиям времени.

Кроме того, в целях гармонизации отраслевой нормативно-технической базы в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий введение принципов «одного окна» в техническом регулировании.

Впервые в истории современной России, в рамках реформирования системы ценообразования Правительством принято решение о реализации государственного задания по разработке и актуализации сметных нормативов, отвечающих современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям и обеспечивающих определение достоверной стоимости строительной продукции.

Законодательной основой этого станет внесенный в Государственную думу Правительственный законопроект, предусматривающий создание системы государственного мониторинга стоимости строительных ресурсов и общедоступной и прозрачной государственной информационной системы «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», обеспечивающей соблюдение прав коммерческих организаций, добросовестно предоставляющих конфиденциальную информацию.

В результате, с 2018 года планирование бюджетных капитальных вложений будет осуществляться на основе новой системы ценообразования, которая станет комплексным, современным эффективным инструментом, обеспечивающим максимально достоверную начальную цену контракта для последующего проведения конкурсных процедур.

На реализацию данной задачи направлена также работа по формированию Реестра типовой проектной документации.

В настоящее время в реестр включены сведения о проектной документации в отношении 337 объектов капитального строительства.

В целях совершенствования института типового проектирования подготовлен законопроект, предусматривающий установление обязательности применения типовых проектов органами государственной власти и местного самоуправления.

С целью повышения эффективности капитальных вложений и учета при планировании бюджетных инвестиций не только стоимости строительства, но и затрат на дальнейшее содержание объекта на протяжении всего жизненного цикла, ведется работа по внедрению технологий информационного моделирования в строительстве, позволяющих управлять реализацией проекта от стадии инвестиционного замысла до стадии эксплуатации.

Представленный пакет реформ позволит удержать набранный темп развития отрасли и повысить ее вклад в экономику и социальное развитие страны. Доклад закончен!

Источник: primorsky.ru, minstroyrf.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии